Городской художник Валентин Шунков, или у него рука кусается

Живопись похожа на музыку. Вернее, живописное произведение похоже на музыкальную композицию. Вернее, от разглядывания холста с живописью можно получить удовольствие, похожее на кайф от прослушивания музыки. От хорошей картины, как от классной музыки. Прёт.

Как обычно, чем точнее хочешь выразить мысль, тем больше слов приходится подбирать. Особенно, когда речь идёт об ощущениях и удовольствиях. Изобразительном искусстве и тем более о музыке. А уж когда приведётся порассуждать о живописи и музыке, «слитых в одном флаконе», и впечатлениях от них, то придётся расплескать пару океанов слов. По капельке, проливными дождями, горными потоками и рейхенбахскими водопадами.

Зато пришёл, увидел-услышал – и всё понятно. Хорошая картина – та же хорошая музыка, только менее протяжённая по времени приобщения. Впрочем, на общение с картиной, как со словарями (особенно хазарскими), по сравнению с музыкальным треком за день тратишь меньше времени, а за год – больше. И в этом крутой кайф – повесить любимую картину дома или жить в музее (ну чтоб часто не ездить далеко). Но об этом позже.

Так вот выставка картин Валентина Шункова иллюстрирует, а вернее – воплощает в себе единообразие кайфогенных возможностей музыки и живописи. Живопись Шункова и есть музыка. Причём исполненная и записанная живьём – одним дублем. Никаких в три слоя шесть треков за два сеанса. Валентин пишет по белому холсту без рисунка. Это живое исполнение видно любому зрителю, а профессионалы отмечают твёрдую руку живописца, которому не нужна подпорка предварительного рисунка. Так, прищурив глаза на ноты или даже вообще без них, играют блюзмены, джазовые музыканты и вменяемые адепты импровизационного академического авангарда. Они, конечно, знают нотную грамоту, но… Валентин уверенно рисует карандашом, пастелью и китайской тушью. Ван Гог и Анатолий Зверев были хорошими рисовальщиками, но писали маслом без рисунка. Эмоциональные, будто дрожащие от внутреннего напряжения картины Шункова также написаны мастихином без рисунка.

4cfbJyHVR1o

Художники-профессионалы отмечают ещё одно качество, отлично характеризующее картины, сам стиль Шункова, и, сами того не зная, единосущную связь его живописи с музыкой. Маргарита Будылёва с первых слов, говоря о выставленных в Музее истории молодёжного движения картинах Шункова, отметила уверенность (читай – твёрдую руку) и наблюдательность молодого художника.

Острая наблюдательность, даже цепкость его глаз и руки поражает с первого взгляда. В каждой картине отчётливо запечатлён интересный момент, который ещё надо было подсмотреть, выцепить из потока реальности. Вот кот осторожно переходит улицу по пешеходному переходу – ему явно не по нраву эти человечьи тропы. Вот бесконечно двигающиеся в прозрачной воде яркие рыбки выстроились в замысловатый узор. Вот… и т.д. не буду раскрывать все сюжеты, приходите сами и ловите «решающие моменты». Так же точно Валентин выхватывает и выписывает на своих картинах определяющую деталь. Всегда, даже в самой густо заваренной «каше» экспрессионизма или импрессионизма, на холсте Шунков выписывает одну безусловно узнаваемую деталь, которая становится ключом, паролем к сюжету и картине в целом. При этом ключевая деталь не выбивается из общего пространства живописного полотна. И найти её, разгадать мотив – особое удовольствие, которое нередко настигает уже после переживания экспрессии и любования колоритом.

Наблюдая за тем, как пишет Валентин, понимаешь секрет его плодовитости – почему зачастую картины рождаются чуть ли не еженощно. Стремительность и уверенность, с которой Шунков выхватывает, выкусывает шматки реальности и выписывает, «выкладывает» их мастихином на холсте, завораживает. Кажется, «у него рука кусается».

QGAa4WBB3iY

Конечно, необходимо отметить, что Валентин любит слушать разную, но обязательно хорошую музыку. В его подборке на страничке в ВКонтакте композиции в широком диапазоне эпох и стилей от Колтрейна до классики, панка и блюза. И сам Валентин любит играть на музыкальных инструментах – у него есть специальный дюралевый чемоданчик с набором губных гармошек, встроенным усилителем с динамиком и микрофоном на шнуре. Прям хоть сейчас на улицу и «выдувай синкопу» под блюзовое бормотание приятеля-гитариста. И монеты не звякая упадут на брезент гитарного чехла. Валентин говорит, что иногда выходит так с друзьями «продышаться». А когда я позвонил Валентину поздравить с открытием выставки, он, оказывается, разучивал очередные гаммы на гитаре.

Да, благодаря тому, что Интернет почти резиновый, для наполнения рефлексивного материала необходимой фактурой богато процитирую пресс-релиз, предваряющий вернисаж:
«…Валентин Шунков родился в городе Душанбе. Жил в Рязанской и в Московской областях, сейчас живёт в Москве. В Рязани бывает часто, здесь учились его родители, живут друзья.
Увлечён живописью с детства, но когда пришла пора выбирать профессию – избрал путь, который выбрали его старший брат и родители, фактически инженеры во втором поколении.
По образованию Валентин Шунков физик-инженер, закончил Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (Московский инженерно-физический институт), факультет автоматики и электроники, кафедра микроэлектроники. На первых курсах писать было некогда, а вот на старших курсах развернулся. Сейчас работает в Научно-исследовательском институте системных исследований Российской академии наук, разрабатывает микросхемы для космоса. Вечерами пишет картины, одну в два-три дня.
Живопись заинтересовала Валентина возможностью выплеснуть эмоции. Одновременно с пристрастием рисовать появилось увлечение изучать эволюцию живописи по отношению к истории. Импрессионизм, постимпрессионизм, кризис в предвоенной живописи, французская школа живописи, ступор в искусстве времён Второй мировой войны, появление последователей экспрессионистов, возрождение и развитие абстрактного искусства и постэкспрессионизм.
В предыдущие годы Валентин Шунков работал в стиле импрессионизма. Сейчас тяготеет к возникшему после постэкспрессионистов движению «Фигуративной живописи Области залива». Вокруг залива Сан-Франциско появилась некая группа художников, которая решила вернуться от абсолютно абстрактной живописи обратно к чему-то более приземлённому, оставить эмоции и приложить их к окружающей действительности, фактически дать фигуративную живопись, близкую к фавизму, яркие краски, простые образы и фигуры и максимальное желание показать эмоции и ощущения.
Работы Валентина Шункова выставлялись в клубе «Дом Культуры», в кафе-баре «Крем Сода», в кафе этичной и здоровой еды «Кафе Шоп 108» и на фестивалях «Подбелка» 2012 и 2013. Экспозиция в Музее истории молодёжного движения – это первая большая выставка картин Валентина Шункова в Рязани».

8pBoFvY_ppY

А в завершение – огромное спасибо Манане Оганян и сотрудникам музея за организацию выставки. Манане особый респект за подбор картин и композицию экспозиции. И, к слову, у Валентина реально рука кусается. Каждый, кому посчастливилось лично пообщаться с этим интересным человеком, подтвердит. У Валентина Шункова рука кусается в кавычках и без.

10 октября в Рязани в кафе-студии «Люди» на Народном бульваре, 11 откроется очередная персоналка живописи Валентина Шункова «Городские легенды». Конечно, можно ещё раз порадоваться за творческую плодовитость и востребованность Валентина. Однако для Рязани две персоналки одного художника одновременно, причём, что важно в музее и кафе-студии, – это «бери выше», — это уверенный показатель актуальности стиля и творчества художника Валентина Шункова. А благодаря этой творческой актуальности, любой вырванный Валентином на белый свет аккорд обретает гармоничное звучание и отзовётся во всех уголках мира.

Р.S. А картину Валентина Шункова можно по желанию приобрести, если связаться с автором в ВКонтакте или через его сайт. Покупайте живопись и живите в музее (хотя бы на одну стену, на 1/4), не выходя из дома. Там, кстати, можно слушать музыку (подобрать картину) на любой вкус.

Вычитано Олегом Пономарёвым.